Арутюнян Армен Артюшаевич Психолог, Детский психолог

Песочная терапия (sandplay) с детьми и взрослыми - связь души и тела

Мой блог / Просмотр публикации
От автора: Что это за метод песочная терапия, как он возник и когда, кто стоял у истоков, в чем суть метода, кому он наиболее подходит, детям или взрослым? Данная статья призвана ответить на эти и другие вопросы, и представляет собой синтез ряда статей и публикаций, посвященных этой тематике.
Путь, по которому должен следовать поток жизни, написан на песке (с)

 

Игры, в которые играют и дети, и взрослые.


 

 «В каждом человеке продолжает жить испуганный,

полный опасений ребенок, горячо желающий, чтобы его любили».

Шандор Ференци

 

 



 

Если оглядеться вокруг, на то, что окружает нас повсеместно: дома, на работе, и даже, в автомобиле, мы обнаружим немало игрушек. Ко многим из них мы привыкли, часто не обращая на них внимания, но, как правило, эти игрушки «кочуют» из офиса в офис, из одной машины в другую, возможно, став для нас некими символами. Игрушки везде и повсюду сопровождают нас всю нашу жизнь. Встав взрослыми, мы не утрачиваем некоторых черт, присущих детям, не утрачиваем способности играть. В каждом взрослом, продолжает жить ребенок, детская часть нашего «Я».

Песок — это вечно меняющаяся картина мира. Берешь его в руки, и он уже струится сквозь пальцы, безмолвно напоминая о зыбкости нашего мира, всего и вся. Играть в песок любят и дети, и взрослые с давних времен. С добавлением воды песок может приобретать формы. Летом на пляжах взрослые и дети строят удивительные замки из песка. А одна из первых игр детей с родителями – «куличики в песочнице». Специалисты утверждают, что песок поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что песочная терапия позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых.

 

 



 

Песочная терапия, как метод психотерапевтического воздействия, корнями уходит в детство и связана с символической игрой детей. Она обращается к детской части, к внутреннему ребенку каждого человека. Опирается на ее творческую и исцеляющую способность. В игре дети проживают свои чувства, ведут диалоги, оживленно обсуждают и фантазируют. В случае неудач и обид, игра с песком позволяет им восстановить равновесие в своей душе, вытеснить отрицательные эмоции и чувства.

Основательница песочной терапии Дора Калфф считает, что главным принципом положенным в основу метода является — «создание свободного и защищённого пространства», в котором клиент — ребёнок или взрослый — может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» (Дора Калфф, «Sandplay», 1980).

 

 

 

История создания метода

 

«Фантазия — мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе» 

Карл Густав Юнг.

 


 

В начале прошлого столетия психологи, работающие с детьми, обнаружили, что дети сталкиваются с большими трудностями при  описывании своих чувств и  своего беспокойства словами. Детей, в отличие от взрослых, не интересует исследование собственного прошлого или обсуждение неких теоретических аспектов психоанализа. Многие терапевты, работавшие с детьми, прибегали к непрямому терапевтическому контакту посредством наблюдения за детьми. Так Мелани Кляйн с 1919 года начала использовать игровую технику, как средство анализа при работе с детьми младше 6 лет. Она считала, что детская игра, также как и поведение взрослых, направляется скрытыми мотивациями и свободными ассоциациями. М. Кляйн пишет, что ее наблюдения позволили извлечь из игры ребенка дополнительную информацию, игры позволили непосредственно проникнуть в детское бессознательное. Она исходила из предположения, что по сравнению с речью, действие более свойственно маленькому ребенку. Она предоставляла ребенку массу мелких игрушек, целый мир в миниатюре и давала ему действовать в этом игрушечном мире. Все действия, совершенные ребенком в этой обстановке она сравнивала со свободными ассоциациями взрослого и сопровождала их интерпретациями, подобно тому, как это делается с взрослыми пациентами.

Примерно в это же самое время Анна Фрейд писала: “...мы сразу переносим весь знакомый ребенку мир в комнату аналитика и предоставляем ребенку свободу действий в нем, на глазах у аналитика, но без вмешательства с его стороны. Таким образом, мы изучаем различные реакции ребенка, степень его агрессивности или сострадания, а также его установку в отношении к разным предметам и людям, представленным с помощью игрушечных фигур... игрушечный мир удобен и подчинен воле ребенка; ребенок может совершать в нем все те действия, которые осуществляются в реальном мире, исключительно в пределах фантазии, вследствие того, что ребенок обладает недостаточной силой и властью".

Книга писателя-фантаста Герберта Уэллса «Игры на полу», в которой он описывает, как его сыновья, играя с миниатюрными фигурками, находили способы выражения своих чувств и преодолевали трудности в общении друг с другом и с членами семьи, вдохновила английского педиатра Маргарет Ловенфельд на создание диагностического и терапевтического метода. Она расположила на полках своего детского центра миниатюрные фигурки и подносы с песком и водой. Дети создавали композиции, используя воду и понравившиеся им миниатюрные фигурки. Полученные композиции дети часто называли «мой мир», а свою технику Ловенфельд назвала - техника «Построения мира». Впервые эта методика игры с песком была описана в 1929 году.

При создании техники «Построение мира» Ловенфельд опиралась также на «Тест мира» (о роли творческих устремлений в смене особой установки к окружающей среде, образу мира), разработанный одним  из лидеров гуманистической психологии  Шарлоттой Бюлер.  “Тест мира” до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии.

В конце 50-х годов ХХ века, юнгианский психоаналитик Дора Калфф, изучив методику «Построения мира» и, соединив с юнгианскими идеями и восточной философией, разработала юнгианскую «Песочную терапию» (Sandplay), ставшую в впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии. Песочницу Юнг определял как детский аспект коллективного бессознательного. 

По словам Д. Калфф, построение мира на песке высвобождает внутреннее бессознательное содержание психики. Оно выплескивается на поднос, обретя символическую форму в виде гротов и мостов, холмов и рек, людей, животных, мифических существ, драгоценностей в сундуках и закопанных скелетов. Все построенное, «свой мир», человек может охватить одним взглядом и тогда становится зримым и доступным осознанию то, что было заблокировано на вербальном уровне. Картина на песке открывает возможность уникального доступа в исследование сознательного и бессознательного мира автора этой картины, возможность «увидеть мир в одной песчинке».

Дора Калфф использовала поднос размерами 49,5х72,5х7,0, выкрашенный изнутри в голубой цвет, символизирующий небо и воду, и наполовину заполненный песком, а также кувшин с водой и сотни миниатюрных фигурок и предметов, расположенных на полках. Она изменила, размеры подноса и расположила его на столе для того, чтобы клиенту было удобно удерживать в поле зрения всю свою композицию. Свою технику она назвала “Sandplay”. В наши дни она получила широкую известность как “Песочная терапия”.

В настоящее время метод песочной терапии используется многими направлениями психотерапии, при психологическом консультировании и глубинной психотерапии, в индивидуальной и групповой работе, при работе с детьми и взрослыми.

 

 

 

Суть метода песочная терапия

 

Невидимая боль и страдания души с помощью картины на песке из внутреннего пространства переносится во внешнее пространство и становится видимой и осязаемой (с).

 



 

Песочная терапия (Sandplay ) — это психотерапевтическая методика, основанная на понимании личности человека с точки зрения глубинной психологии. Кроме того, это также метод невербальной творческой коммуникации, реализуемой в пространстве терапии. Для ребёнка это привлекательная и уникальная возможность общения, когда можно свободно выражать свои чувства и мысли, не прибегая к помощи слов.

Приобретенная за годы взросления привычка думать только логически и рационально отдаляет взрослого человека от мира символов. Поэтому сказка для ребенка, так же как сны для взрослого, является мостом между сознательным и бессознательным, которое (бессознательное) помогает понять себя и развивать свое Я — свою осознанную часть в гармонии с неосознаваемой.

Песочная терапия — это уникальная возможность познать свой внутренний мир при помощи пространства юнгианской песочницы, в котором с помощью различных по размеру и назначению предметов и того чувства свободы и защищенности, которое возникает в отношениях с терапевтом, появляется проекция своего внутреннего, бессознательного Мира. Песочная игра дает возможность выразить то, что трудно объяснить словами, коснуться таких слоев своей души, к которым нельзя обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от обыденного мышления.

Юнг считал, что использование символов отражает стремление психики к развитию, а в случае психологической травмы — к самоисцелению. Во время песочной терапии проявляется способность человека создавать символы. Психика спонтанно производит символы, и эта способность активизируется, когда человек теряется и не может справиться с внутренней или внешней ситуацией. Символическая функция открывает доступ к глубинным ресурсам психики. Способность символизировать развивается у человека с рождения. Образ матери – это тот первый символ, который позволяет ребенку ощущать безопасность даже тогда, когда мать исчезает из поля зрения, понимать, что при этом она все равно существует. Неспособность к образованию символов может происходить из-за нарушения эмоциональной связи матери и ребенка, в случае отсутствия матери, в результате каких-то серьезных заболеваний ребенка. В свою очередь, сильные психологические травмы могут нарушить уже сформировавшуюся способность к символизации. С этой точки зрения, процесс построения на песке в ходе терапии может способствовать развитию или восстановлению данной функции.

В юнгианской песочной терапии клиенту предлагается создать что-либо в подносе, при этом обращается внимание, что при желании можно использовать воду, фигурки, предметы, а после завершения композиции ему предоставляется возможность дать название построению, как «если бы это была картина», и рассказать что-нибудь о композиции. Четкой инструкции нет, она определяется обстоятельствами.

Дора Калфф обычно говорила так: «Посмотрите на полки, найдите то, что представляет для вас наибольший интерес, поставьте в песочницу, а затем, если захотите, добавьте любые другие предметы».

Набор фигурок и предметов отражает, по-возможности, разные стороны существования человека: люди, животные, растения, дома, транспорт, мебель, продукты питания, оружие, музыкальные инструменты, небесные тела и явления, камни, раковины, сундуки и драгоценности, символы разных религий, боги, мифические и сказочные персонажи, символы любви, смерти и возрождения, пространства, времени и т.п.

 



 



 



 

 В течение всего времени общения с клиентом терапевт обеспечивает «свободное и безопасное пространство», а именно, является внимательным сопровождающим лицом, старающимся понять клиента. Его позиция – это «активное присутствие», он не руководит процессом, а только следует за развитием фантазии клиента. Терапевт –  всего лишь проводник, в мир удивительной песочной сказки, где герои реальные или вымышленные персонажи.

Создание песочной композиции может помочь клиенту придать смысл происходящему с ним.

Как отмечает юнгианский аналитик Джун Атертон, «многие из символических предметов имеют универсальные, мифологические значения, и могут показать клиенту универсальные истины или прояснить его личный миф. Фигурки и символы, предоставляемые терапевтом, обеспечивают значительное облегчение блокированным или «затемненным» частям души. Песочная терапия как объясняет, так и раскрепощает, привнося глубину визуального понимания в то, что так часто бывает, блокировано вербально. И даже если увиденная правда ужасна, или миф трагичен, – сама работа в подносе с песком приносит облегчение и примирение. Иногда для терапии достаточно просто позволить невидимому стать видимым. Тогда ночные страхи и привидения испаряются освещенные работой с песком».

 

 

 

Возможности песочной терапии

 

«Нередко руки сами знают, как решить головоломку, 
которую напрасно пытался решить интеллект»
К.Г. Юнг

 



Метод песочной терапии подходит для работы с детьми и взрослыми, имеющими негативный эмоциональный опыт и непроработанные чувства и эмоции. По словам Джун Атертон, «это те люди, которые слишком часто чувствует, что их «не слышат». Те, кто и отчаялся, и потерял связь с глубинными страданиями и потребностями». Невидимая боль и страдания души с помощью картины на песке из внутреннего пространства переносится во внешнее пространство и становится видимой и осязаемой. С помощью образов, символов и метафор, с миром травмы уже не так страшно иметь дело, говорить о ней и трансформировать во что-то другое, что даст ресурс для дальнейшего роста и развития. В принципе, песочная терапия может быть использовано со всеми желающими и не знает возрастных границ. Исключение составляют лишь психотические больные.

Песочная терапия – это обманчиво простая техника. При всей кажущейся простоте проведения метода, он является глубинным и тонким инструментом и требует от специалиста постоянного профессионального развития и шагов на пути индивидуации. Важной заботой психолога является создание отношений, которые ощущаются двумя людьми как уникальный опыт живой связи, именно он необходим для развития. Такое отношение психолога приводит к возникновению пространства, в котором клиент чувствует себя настолько свободным, и в то же время защищенным, что позволяет себе исцелиться. Это терапевтическое пространство удерживается специалистом, а сам поднос является еще одним символическим контейнером, способным удерживать.

Целью песочной терапии может быть – достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого самовыражения. И эта цель может быть достигнута посредством соприкосновения с глубоко вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, и его включением в сознательное психики.

Метод песочной терапии позволяет:

  • Изменить отношение к себе, к своему прошлому, настоящему, будущему и в целом, к своей судьбе;
  • Проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне;
  • Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения;
  • Способствует регрессу клиента к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения;
  • Служит дополнением к другим методам психотерапевтической работы.

 

 Психотерапевтическая работа  позволяют психологу решать задачи:

  • Диагностические;
  • Коррекционные;
  • Терапевтические;
  • Творческого развития.

 

Рекомендуется предлагать песочную терапию в случае, если клиент:

  • Неспособен объяснить словами то, что он чувствует или думает;
  • Ограничен в проявлении своих чувств;
  • Переживает экзистенциальный или возрастной кризис;
  • Имеет психологическую травму;
  • Имеет проблемы в принятии решения.

 

Противопоказания к использованию песочной терапии:

  • Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ);
  • Эпилепсия или шизофрения;
  • Клиент с очень высоким уровнем тревожности;
  • Клиент с неврозом навязчивых состояний;
  • Аллергия на пыль и мелкие частицы;
  • Легочные заболевания;
  • Кожные заболевания и порезы на руках.

 

 

 

 Волшебство песка или как песочная терапия может избавить вашего ребенка от страха и тревог, сделать его спокойным, общительным и уверенным в себе.

 

 "Каждый играющий ребенок ведет себя подобно поэту, созидая для себя собственный мир или, точнее говоря, приводя предметы своего мира в новый, угодный ему порядок". 
Зигмунд Фрейд

 



 

Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.

В процессе песочной игры ребенок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания. Он освобождается от страхов и пережитое, не переходит в психическую травму.

Метод песочной терапии подходит для работы с детьми, имеющими сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи. Успешным бывает применение этой техники с детьми, переживающими (пережившими) психологическую травму или стресс (потеря близкого человека, развод родителей). Занятия в песочнице очень эффективны для замкнутых («закрытых») детей. Если ребенок испытывает трудности, либо по каким-то причинам не может рассказать о своих переживаниях, то песочные картины способны помочь им раскрыться. 

Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы:

  • улучшить общее эмоциональное состояния ребенка;
  • избавить от страхов, негативных эмоций и переживаний;
  • развить воображение, творческий потенциал;
  • развить мелкую моторику, мышление, речь, память, внимание;
  • развить самооценку и уверенность в себе;
  • помочь в адаптации к новой среде (детский сад, школа);
  • улучшить взаимоотношения с родителями и сверстниками;
  • помочь стать более ответственным в своих действиях и поступках;

Цель песочной терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.

Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей "отыграть" свой опыт и чувства - наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, утопить и т.п.

Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочной «сцене».

То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

 



 

Юнг утверждал, что процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике".

Многие специалисты, которые практикуют песочную терапию, считают, что первый мир в песке, который строит ребенок, это мир его матери. То есть ребенок заполнен материнским бессознательным, которое иногда может влиять на него разрушительно. Песочная терапия помогает освободить внутреннее пространство ребенка для него самого, разорвать слияние с матерью, перестать нести на себе материнские проекции, прекратить воспроизводить негативный сценарий семьи и самому стать творцом своего жизненного пути.

Песочная терапия применяется не только для преодоления психологических и эмоциональных проблем. Эта методика помогает детям разных возрастов преодолеть возрастные кризисы, сложные отношения с друзьями и родителями. Замечено на практике, что дети после нескольких занятий песочной терапии, становятся менее агрессивными, легче идут на контакт и свободнее проявляют свои чувства.

Занятия и игры с песком улучшают мелкую моторику пальцев и помогают детям преодолеть логопедические проблемы. Занятия песочной терапией помогают детям лучше узнать себя и открыть свой творческий потенциал. Родители вместе с ребенком могут строить волшебные города, рассказывать сказки, играть на песке. Совместное общение и творчество создает в семье атмосферу любви и взаимопонимания.

Родители, которые всерьез озабочены воспитанием маленького человека, смогут с помощью песочной терапии,  успешно корректировать поведение своих детей. В процессе игры развивается фантазия детей, речь, мышление, развиваются коммуникативные навыки, творческие способности.

 



 

ПС.

При написании статьи были использованы материалы из интернете, Википедии и публикации:

В.И. Андреева «Юнгианская песочная терапия»;

А. Скавитина «Аналитическая игра в песок (сэндплэй) - дверь в королевство детства».

Е. Г. Трошихина «Юнгианская песочная терапия»;

Ю. О. Пучкова «Песочная терапия – что за метод и как он работает»;

Н. Скибинская «Различные способы работы с детьми в песочной терапии»;

О.И. Логинова «Метод "Песочная терапия" в психологическом консультировании».

О. Г. Грузд.  Sandplay (игры на песке) - метод, основанный в рамках аналитического юнгианского подхода.

Е.А. Ананьева «Песочная терапия для детей и взрослых».

 

ППС.

На фото песочные картины автора статьи.